АДМИНИСТРАЦИЯ
ХВИЩАНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05.11.2013 с. Хвищанка № 92
Об утверждении Методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Хвищанского сельского поселения, руководствуясь целевой программой противодействия коррупции в Хвищанском сельском поселении на 2012-2013 годы, в целях оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков
ПОСТАНОВЛЯЮ:
  1. Утвердить прилагаемую Методику оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в Хвищанском сельском поселении (далее - Методика).
  2. Поручить межведомственному совету по противодействию коррупции Хвищанского сельского поселения проводить оценку эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в Хвищанском сельском поселении в соответствии с утвержденной Методикой.
  3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального обнародования.
  4. Обнародовать на информационных стендах поселения и разместить в сети Интернет на официальном сайте администрации Хвищанского сельского поселения http://hvischanka.ru/


Глава Хвищанского
сельского поселения С.Б. Трофименко

Утверждена
постановлением Администрации
Хвищанского сельского поселения
от 05.11.2013 № 92

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

1. Общие положения

В соответствии с Указом Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»; Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"; Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"; Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"; постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с Правилами и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов); Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»; Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»; Указом Президента РФ от 13.03.2012 № 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, борьбы с ее проявлениями.
Важнейшей организационной основой всех мер предупреждения коррупционных проявлений является раннее выявление факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов регулируемых правоотношений – должностных лиц, муниципальных служащих, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе наличие и функционирование внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в органах местного самоуправления.
Одной из мер по совершенствованию управления в целях предупреждения коррупции является разработка методики оценки эффективности внутренних систем (подсистем) выявления и профилактики коррупционных рисков.
Основной задачей применения настоящей методики является оценка эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков Хвищанского сельского поселения.

2. Основные понятия, используемые в Методике

Антикоррупционный стандарт – система единых для определенной сферы правового регулирования правил поведения муниципального служащего, осуществления служебных операций, ограничений, запретов и т.п. процедур, которая делала бы невозможным или уменьшала вероятность совершения коррупционных правонарушений.
Антикоррупционный мониторинг - деятельность органов местного самоуправления по наблюдению, выявлению, анализу, оценке и прогнозу коррупции, коррупциогенных факторов, а также реализации мер по противодействию коррупции и повышению ее эффективности.
Антикоррупционная пропаганда - целенаправленная деятельность органов местного самоуправления, осуществляемая через средства массовой информации, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам предупреждения коррупции, воспитания гражданской ответственности, укрепления доверия граждан к власти.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (экспертиза на коррупциогенность) - деятельность органов местного самоуправления в целях выявления, описания коррупциогенных факторов и разработки рекомендаций по их устранению.
Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Коррупционные риски (коррупционные факторы) – обстоятельства (явления, процессы) в системе органов местного самоуправления сельского поселения, их функционирование, действия (бездействие) муниципальных служащих, которые создают ситуацию возможного совершения коррупционного правонарушения.
Коррупционное правонарушение – обобщенное понятие, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
Коррупциогенные нормы – положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.
Коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
План (программа) противодействия коррупции - комплекс взаимосвязанных по времени, ресурсам и исполнителям целевых мероприятий правового, экономического, организационного и иного характера, направленных на противодействие коррупции.
Противодействие коррупции – деятельность органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьбе с коррупцией), а также минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Профилактика коррупции - система правовых, организационных, контрольных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции в органах местного самоуправления по выявлению, изучению и устранению причин и условий, способствующих проявлениям коррупции.
Субъект коррупционных правонарушений – юридическое или физическое лицо, использующее свое должностное положение в личных или корпоративных интересах вопреки законным интересам общества и государства в целях получения имущественной выгоды.

3. Факторы, требующие оценки

Прежде чем обращаться к методике оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков, необходимо определить ключевые меры по выявлению и профилактике коррупционных рисков. Основным нормативным правовым актом, взятым в основу при определении перечня мер по выявлению и профилактике коррупционных рисков, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
К системе выявления и профилактики коррупционных рисков в муниципальном образовании относятся:
1. Разработка и принятие Администрацией Хвищанского сельского поселения нормативных (ненормативных) правовых актов, направленных на противодействие коррупции в органе местного самоуправления.
2. Разработка и принятие Администрацией Хвищанского сельского поселения Плана противодействия коррупции.
3. Разработка и принятие Администрацией Хвищанского сельского поселения Программы противодействия коррупции.
4. Создание и работа в Администрации Хвищанского сельского поселения межведомственного совета по противодействию коррупции.
5. Создание и работа в Администрации Хвищанского сельского поселения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
6. Организация проверки достоверности и полноты предоставляемых муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения ограничений для муниципальных служащих.
7. Разработка в Администрации Хвищанского сельского поселения должностных инструкций, правил поведения муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, при выполнении своих служебных обязанностей.
8. Разработка перечня коррупционно опасных должностей в Администрации Хвищанского сельского поселения.
9. Организация учебы и правовое антикоррупционное просвещение для лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Хвищанского сельского поселения.
10. Организация экспертизы на коррупционность проектов нормативно-правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для коррупции.
11. Привлечение органами местного самоуправления Хвищанского сельского поселения представителей общественности к разработке проектов нормативно-правовых актов, общественное обсуждение проектов социально значимых нормативно-правовых актов через их обнародование.
12. Применение в Администрации Хвищанского сельского поселения методики оценки эффективности внутренних систем (подсистем) выявления и профилактики коррупционных рисков.
13. Создание условий для граждан или представителей юридических лиц возможности информирования Администрацией Хвищанского сельского поселения о коррупцион-ных проявлениях со стороны муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, посредством:
- личного приема руководителем;
- с использованием компьютерных технологий;
- «телефона доверия» («горячей линии»);
- устных и письменных обращений, жалоб;
- опросов, анкетирования.
14. Разработка и внедрение в работу Администрации Хвищанского сельского поселения регламентов, антикоррупционных стандартов оказания муниципальных услуг, инновационных технологий муниципального управления и администрирования, повышающие прозрачность и объективность управленческих процессов.
15. Участие в работе комиссии по противодействию коррупции представителей общественности.

4. Внутренние системы (подсистемы) выявления и профилактики коррупционных рисков.


Система выявления и профилактики коррупционных рисков включает в себя следующие внутренние системы (подсистемы):
 работа с муниципальными кадрами;
 обеспечение соблюдения принципа конкурсности в деятельности Администрации Хвищанского сельского поселения;
 совершенствование муниципальной нормативно-правовой базы;
 взаимодействие с общественностью;
 совершенствование форм и методов оказания муниципальных услуг.

Система выявления коррупционных рисков включает в себя:
 диагностику морального состояния кадрового состава Администрации Хвищанского сельского поселения;
 детальный анализ конкурсной документации при формировании муниципальных закупок, мероприятий в рамках конкурсов, аукционов и запросов котировок цен (исполнение процедур размещения муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд); контрольных мероприятий за реализацией муниципальных закупок;
 антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов Администрации Хвищанского сельского поселения;
 экспертизу жалоб и обращений юридических и физических лиц, в том числе повторных, с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки наличия фактов, указанных в обращениях;
 диагностику административных процессов, при которых происходит взаимодействие должностных лиц Администрации Хвищанского сельского поселения с другими должностными лицами (в том числе, других органов местного самоуправления), а также с заявителями (физическими или юридическими лицами) в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.

5. Перечень показателей результативности

Итоговая оценка эффективности внутренних систем выявления коррупционных рисков раскладывается на ряд показателей. Данные показатели соответствуют перечисленным выше мероприятиям по выявлению коррупционных рисков. В том числе:

№ п/п

Подсистема профилактики коррупции

Показатель результативности

1.

Диагностика морального состояния кадрового состава Администрации  Хвищанского сельского поселения

  1. Количество проведенных исследований (ед.);
  2. Доля респондентов, отметивших наличие в администрации коррупционных фактов (%);
  3. Число лиц, замещающих должности муниципальной службы Администрации Хвищанского сельского поселения, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушение требований должностных инструкций (чел);
  4. Число лиц, замещающих муниципальные должности и (или) муниципальных служащих, привлеченных к административной или уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений (чел).
2.

Анализ документации при проведении процедур формирования заказов: конкурсов, аукционов   и запросов котировок цен, а также контроля за реализацией муниципальных закупок

  1. Количество мероприятий, подвергнутых анализу (ед.);
  2. Доля мероприятий, в которых выявлены коррупционные факты (%).
3.

Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов Администрации сельского поселения

  1. Количество проектов правовых актов Администрации Хвищанского сельского поселения, подвергнутых экспертизе (ед.);
  2. Доля проектов правовых актов Администрации Хвищанского сельского поселения, в которых выявлены коррупциогенные нормы права (%).
4.

Экспертиза жалоб и обращений граждан, в том числе повторных, с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки наличия фактов, указанных в обращениях

  1. Количество жалоб и обращений граждан, подвергнутых экспертизе (ед.);

2. Доля жалоб и обращений граждан, в которых выявлены коррупционные факты (%).

5.

Диагностика функций Администрации Хвищанского сельского поселения, связанных с  предоставлением муниципальных услуг

  1. Количество административных процессов, подвергнутых диагностике;

2. Доля функций Администрации Хвищанского сельского поселения, связанных с предоставлением муниципальных услуг, в которых выявлены коррупционные факты, в общем количестве функций Администрации Хвищанского сельского поселения, связанных с предоставлением муниципальных услуг

6. Механизм сбора информации

Оценка эффективности внутренних систем выявления коррупционных рисков должна основываться на различных методических подходах.
По методам различают оценку эффективности, основанную на качественных методах сбора (анализа) информации и оценку эффективности, основанную на количественных методах сбора (анализа) информации.
Следует выделить следующие группы методов оценки эффективности внутренних систем выявления коррупционных рисков:
 сбор (анализ) статистической информации по муниципальным функциям (муниципальным услугам);
 сбор (анализ) информации из результатов социологических исследований.
Таким образом, для целей оценки эффективности внутренних систем выявления коррупционных рисков необходимо использовать два базовых источника информации: статистическую информацию и социологические исследования (опросы или анкетирования).
Система оценки эффективности может иметь несколько степеней зрелости и этапов внедрения. Переход к полноценной системе оценки эффективности потребует несколько лет. Первоначально эффективность оценивается в абсолютных показателях, одновременно показывая направления совершенствования антикоррупционной деятельности органа местного самоуправления сельского поселения. В последующие годы появляется возможность сравнительного анализа и динамики показателей эффективности коррупционных рисков в обозначенных подсистемах.

7. Результаты оценки

Эффективность применения методики определяется её полнотой, системностью, достоверностью обобщаемых результатов и возможностью проверки и сравнительного анализа.
Эффективность применения достигается также регулярностью применения методики и возможностью расширения за счет включения в методику дополнительных факторов оценки.
По результатам применения методики составляется заключение, в котором отражаются все факторы применения методики с указанием выявленных положительных/отрицательных положений.
Заключение состоит из 2 разделов:
В первом разделе Заключения оцениваются факторы п.п.1-15 раздела 3 настоящей Методики.
Оценка осуществляется путем ответа «ДА» - «НЕТ» на факторы, перечисленные в п.п. 1-15, с указанием реквизитов принятых НПА, описания мероприятия соответствующего оцениваемому фактору.
Во втором разделе Заключения приводятся показатели результативности проведенных мероприятий в соответствии с разделом 5 настоящей Методики.

Меры, принимаемые органом местного самоуправления по выявлению и профилактике коррупционных рисков можно оценить как эффективные, в том числе по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, если получены 80 % ответов «ДА» на факторы 1-15 раздела 3 настоящей Методики и отсутствуют муниципальные служащие, привлеченные к административной или уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
В Заключении указываются выводы комплексной оценки, приводится оценка полноты решений поставленных целей и задач. Осуществляется анализ динамики данных за прошедший период с учетом результатов прошлых исследований. При этом также приводятся рекомендации относительно будущих исследований в данном направлении.